Не секрет, что электронные книги, появившиеся в середине 90-х, продаются в западных странах лучше бумажных. Однако некоторые иностранные издатели уже считают этот формат пережитком прошлого. Делая ставку на мультимедийность, они потихоньку начинают развивать сегмент интерактивных книг, используя возможности новых планшетных устройств.
Медленно, но уверенно мировой тренд постепенно приходит и в Украину. В нашей стране одним из первопроходцев этого направления стало цифровое издательство Gutenbergz. Ребятам удалось оживить книгу Артура Конан Дойля о приключениях Шерлока Холмса. Мы расспросили основателя Gutenbergz Владимира Усова о всех нюансах создания интерактивных книг и продвижения такого специфического продукта в App Store.

Основатель цифрового издательства Gutenbergz Владимир Усов.
С чего все начиналось
Два года назад я купил свой первый iPad. Целью было чтение книг, но не тех, которые в отсканированном варианте можно скачать в сети, и даже не тех, которые продаются в iBooks. Я надеялся увидеть появление совершенно новых книг, созданных на основе возможностей таких устройств как iPad. Но меня ожидало разочарование. Appstore заполонили приложения, которые либо превращали книгу в игру, либо использовали видео и аудио для того чтобы просто разбавить ими текст. В лучшем случае мне попадались детские рисовалки и пазлы, подразумевающие некоторую развлекательную интерактивность, которая, впрочем, является стандартной и нравится лишь детям, и то недолго.
В июле 2011 года, я посмотрел трейлер второй части Шерлока Холмса (Игра теней), и решил, что издать книгу о легендарном сыщике – это прекрасная идея для интерактивной книги, какой я хотел ее видеть. Возможность стать участником расследований, и самому погрузится в опасную игру любимого героя, вдохновляла меня. Проблем с авторскими правами быть не могло, узнаваемый всем миром герой в наличии, текст Конан Дойла в свободном доступе, да еще и мощная рекламная кампания от Warner Brothers, раскручивающая премьеру второй части своего блокбастера, должна помочь привлечь внимание к произведению.
Все вместе убедило меня в том, что из этого может выйти успешный проект. После того как я сам в это поверил, мне удалось убедить в этом своего будущего партнера, а потом и очень классных дизайнеров, иллюстраторов, разработчиков, редакторов и даже одного композитора.
Премьера фильма планировалась на декабрь 2011 года, работать мы начали в сентябре. Итого у нас было 4 месяца на все. Таков был план, сделать релиз книги одновременно с премьерой фильма в рождественские праздники. Но мы опоздали. Опоздали на год.

Реализация
Релиз состоялся 2 декабря 2012 года, на 12 месяцев позже планируемого срока. И путь к нему был непростым.
Было решено, что мы возьмем "Приключения Шерлока Холмса" как основной текст. Мы планировали использовать 10 рассказов из книги, но в итоге остановились на 5, иначе бы книга и до сих пор не вышла.
"Идея заключалась в том, чтобы создать уникальный и совсем необычный мир викторианской Англии, который еще никто никогда не видел".
Каждый из пяти рассказов должен был иметь свой собственный визуальный стиль, саундтрек, набор интерактивных элементов, для создания уникальной атмосферы конкретного рассказа. Именно арт, музыка, ненавязчивая интерактивность и уникальная атмосфера должны были стать отличительными особенностями проекта. На мой взгляд, это то, что делает книгу для iPad особенной, не превращая чтение в игру.
Пять рассказов сокращенного отредактированного текста вылились в 100 интерактивных страниц приложения. На каждую ушло по несколько дней. Про музыку, звуки, оригинальные сюрпризы, спрятанные на страницах книги, и частые переделывания чего угодно, тоже не стоит забывать. Изначально мы планировали потратить на запуск 4 месяца, а потратили больше года.
На проверку приложения в Apple ушла неделя, и после нашего очередного письма, релиз таки состоялся в воскресенье 2 декабря 2012 года, как и планировалось.
Продвижение
Для того чтобы привлечь максимум внимания к проекту мы решили сделать приложение бесплатным на неделю. Еще за 2 недели до релиза мы начали общаться с редактором appadvice.com о предстоящем запуске приложения, и вместо отправки сотни релизов всем подряд, мы отправили один эксклюзивный релиз в appadvice.com. И не прогадали. Уже в первый день appadvice.com выбрали нас в "лучшие приложения дня" и мы вошли в ТОП 100 книг в США. На второй день мы были уже в ТОП 10 в США и других странах, а в Китае, Греции, и еще парочке стран мы добрались до первого места.
После этого мы разослали релизы во все уважаемые издания и получили с десяток ревью, что помогло нам задержаться в топах на пару месяцев. Стоит сказать, что наша книга была отмечена Apple в разделе "Новое и интересное" в десятках стран, и в итоге мы получили письмо из Apple с просьбой подготовить макеты рекламных баннеров для продвижения нашей книги в App Store.
"Наш баннер красовался на главных страницах App Store разных стран (Америка, Европа, Азия), но взрывного скачка продаж это не вызвало. За два месяца нашу книгу скачали более 23000 людей, и мы благодарны каждому из них".

Затраты
На регистрацию компании и запуск проекта у нас ушло $25 тыс. На данном этапе можно сказать, что затраченные средства уже возвращены.
Монетизация
Мы пробовали вводить Freemium модель с внутренними платежами. Само приложение было бесплатным, а контент внутри платным. Возможно для игр это хорошая стратегия, но для книг не подходит. Поэтому мы вернулись к стандартной платной модели. На данный момент у нас 25000 скачиваний, стоимость приложения 4 у.е.

Вот так выглядит интерактивная книга от Gutenbergz.
Конкуренты
Существует уже 5-7 издательств в мире, выпускающих качественные интерактивные книги. Все это молодые компании, которые опережают в новой индустрии лидеров старого издательского бизнеса. Для того чтобы быть впереди необходимо постоянно быть инновационными, интересными и уметь удивлять. У нас это получается.
Планы
В ближайшее время планируем выпустить интерактивную историю гаджетов Gadgetarium, уникальное приложение с дополненной реальностью. Также работаем над многоплатформенным романом и интерактивным анимационным фильмом для Smart TV. Для достижения этой цели более быстрыми темпами, мы стали резидентами стартап-инкубатора WannaBiz, получив от них инвестиции в размере $50 000.
5 советов от команды Gutenberg, как успешно запустить приложение в App Store:
1.Если вы сами не планируете пользоваться приложением, не беритесь за его разработку.
2.Лучшее продвижение – высокое качество продукта.
3.Не жадничайте, сначала предложите ваш продукт бесплатно. Вы удивитесь результатам.
4.Не делайте игры. Есть много других интересных категорий.
5. В гиперконкурентной среде Аpp Store нужно выделиться. Дизайн это все.
Если вы хотите рассказать UBR.UA о своем опыте построения и ведения бизнеса, свяжитесь с главным редактором портала Андреем Кравцом.