Статья не для всех, а только для детей-естествоиспытателей и их внимательных родителей
Авторская статья
Такие строгие ограничения - это вовсе не шутка и не прихоть редакции. Мы начинаем публиковать серию достаточно спорных материалов. Все такие статьи будут отмечены красной шапкой, и каждый из вас сможет сам оценить, подходит ли данный материал именно вашему ребенку.
Начнем мы с изучения основ практической анатомии на примере рыбы. Если ваш ребенок слишком чувствителен или пока не отождествляет еду с животными, из которых она приготовлена, скорее всего, такой способ "познания сущего" для вас исключен. Если же рядом подрастает юный естествоиспытатель, которому все интересно и ничего не страшно, то возможно домашнее занятие по кухонной анатомии убережет соседского старенького пуделя от превращения в "собаку Павлова". А заодно спасет и нескольких лягушек из ближайшего пруда.
Рыбный день
"Рыба, птица, зверь; рыба, птица зверь" - есть такая игра, в которой водящий произносит эти слова, показывая при каждом слове рукой на кого-нибудь из участников. Тот, на кого показали, должен быстро назвать птицу, рыбу или зверя. Выигрывают самые внимательные и эрудированные. Если со зверями и птицами особых сложностей не возникает, то вот почему-то с рыбами даже у взрослых - полный информационный провал. Знания наши об этих созданиях природы весьма обрывочны и туманны. Кого из них мы помним, кроме рыбы-кита (который, кстати, и не рыба вовсе), акулы да щуки? Рыбы и вправду существа загадочные и нам непонятные - живут себе глубоко под водой, деток своих - мальков - выводят каким-то "нечеловеческим" способом и даже приятные слуху звуки вроде "мяу-мяу" или "гав-гав" издавать наотрез отказываются. Хозяйки же, в большинстве своем, от приготовления этого ценного диетического продукта всячески отлынивают - уж больно он трудоемок в кулинарной обработке. А мы вот все-таки попробовали соединить ихтиологию (так называется наука о рыбах) и гастрономию. Получилась новая занимательная дисциплина! (Правда, пока без названия). Маме на кухне - не скучно, детям -познавательно, ну и папе в финале - приятного аппетита!
Вы помните, чем знаменателен был четверг в дни нашего детства? Это был незабываемый рыбный день! С тех пор прошло немало времени. Рыбу я не очень люблю, но иногда все-таки соблюдаю эту традицию. Чего только не сделаешь ради любимого семейства. Приходится отправляться на кухню.
Как водится, дети следуют за мной. И совершенно неожиданно кулинарное действо превращается в "комплексное занятие по биологии". А как же иначе? Нельзя же просто положить в кастрюлю или на сковородку такую занимательную "вещь", как рыба. Совершенно необходимо ее внимательно рассмотреть, потрогать и разобраться, что у нее к чему.
Что же мы можем увидеть и узнать интересного, исследуя рыбу? Прежде всего обращаем внимание на форму тела. У большинства рыб она похожа на торпеду. Это необходимо, чтобы успешно преодолевать сопротивление воды. Есть рыбы плоские, как камбала или палтус. Есть змееподобные, как угри. Экземпляры с торпедообразным телом, как правило, хорошие и быстрые пловцы. Плоские рыбки живут у дна. С такой формой тела им удобно прятаться в грунт или притворяться частью рельефа. Змееподобные любят всевозможные укрытия.

В любом случае внешний вид рыбы определяется условиями ее обитания. Есть рыбы совсем необычные - парящие в воздухе, ползающие и даже прыгающие по суше. Но они вряд ли окажутся на нашей кухне.
Тело многих рыб покрыто чешуей. Этот момент обязательно надо учесть на нашем "уроке". Чешуя обеспечивает им гладкую поверхность тела. У рыб, которые медленно плавают, чешуя обычно отсутствует. Чешуйки могут быть гладкие, как у карпа или селедки, а могут быть вооружены шипиками, как у судака или окуня. Проведите рукой по рыбьему боку, и вы сразу поймете, с какими чешуйками вам пришлось столкнуться.
Если же на ваш стол попал красавец осетр, то чешуи вы на нем не найдете. Но сможете увидеть ряды так называемых костных жучек.
Чешуя интересна тем, что по ней вы сможете определить примерный возраст рыбы. Для этого не понадобится сложной научной аппаратуры. Просто возьмите чешуйку, промойте ее хорошенько, обсушите и посмотрите на просвет. И вы увидите кольца, такие же, как на пне спиленного дерева. Подсчитайте их. Вот вам и возраст рыбы.
Что же еще интересного мы можем увидеть? Конечно, это плавники. И их у каждой рыбы немало. Есть парные плавники - грудные и брюшные. Они соответствуют конечностям животных. С их помощью рыбы поддерживают равновесие, совершают повороты или опускаются на глубину и всплывают к поверхности.
Есть непарные плавники - хвостовой, спинной и анальный. Хвостовой плавник создает движущую силу, обеспечивает высокую маневренность рыбы при поворотах, выполняет роль руля. Только за один взмах хвоста карась, например, поворачивается на 90 градусов.
Спинной и анальный плавники выполняют роль киля. Они не дают вращаться телу рыбы вокруг своей оси.
Несомненно стоит внимательно исследовать голову нашей рыбы. Границей между головой и туловищем является край жаберной крышки. Если приподнять жаберную крышку, будут видны жабры - главный орган дыхания всех рыб. Они состоят из жаберных дуг, на которых сидят жаберные лепестки. Тут и происходит газообмен, вода поступает в глотку через рот, проходит между жаберными лепестками, отдает кислород крови, получает углекислоту и выходит наружу.
Заглянув рыбке в рот, вы сможете определить, как она добывала себе пропитание. Если обнаруживаются грозные зубы, значит, вам достался активный хищник, который любит поджидать свою добычу в укрытии и стремительно бросаться на нее. Если зубов нет, значит, перед вами мирная рыба, которая питается рачками и моллюсками.
При исследовании рыбьей пасти надо быть особенно осторожными с такими крупными хищными рыбами, как щука и судак. Они имеют очень острые, большие зубы, о которые легко поранить руки.
Конечно, у рыб есть глаза. У одних большие, у других маленькие. С чем же это связано? А вот с чем - с прозрачностью воды. У рыб, живущих в чистой, прозрачной воде, бороздящих просторы моря или океана, глаза как правило достаточно крупные. И такие рыбы активно пользуются зрением. А у тех рыбин, которые предпочитают заиленные, прибрежные воды, глазки обычно маленькие. И для ориентации они используют другие органы чувств. Обычно это усики, которые расположены на нижней челюсти. Самым знаменитым "усачом" среди рыб бесспорно является сом. Живет он у дна, среди коряг и корней, где на зрение надежда плохая. Вот усики и помогают ему не заблудиться.
Обратите внимание на то, как окрашена ваша рыба. Окраска рыб - покровительственная, делающая их незаметными. У рыб, живущих в толще воды, темная спинка и светлое брюшко, а у тех, кто обитает среди водной растительности, на теле имеются темные поперечные полосы. Такие полосы есть, например, у судака или окуня.
Вот и подходит к концу наш кухонный урок биологии. Остается предмет наших исследований вымыть как следует, избавить от чешуи, выпотрошить и использовать по прямому назначению. Сварить шикарную уху или зажарить до золотистой корочки, обваляв в муке. Но... Если в вашей душе дремлет настоящий исследователь, если вы не боитесь побыть чуть-чуть хирургом, продолжите начатое. Не упустите возможность показать вашему ребенку, как могут выглядеть внутренние органы. На примере рыбы ребенок сможет представить себе общую идею внутреннего строения организма.

Аккуратно вынув из брюшины все органы, вы легко сможете разглядеть петли кишечника и печень. Если рыба крупная, то найдется и желчный пузырь. Желудок не сильно выделяется, но и его можно распознать. Интересным и исключительно рыбьим органом, который расположен в брюшной полости, является плавательный пузырь. Основная его функция - гидростатическая. Пузырь заполнен смесью газов. Рыба умеет регулировать их объем. Это помогает ей свободно опускаться на глубину и всплывать к поверхности. Чем меньше в пузыре газов, тем проще спуститься ближе к дну. Некоторые рыбы используют его как дополнительный орган дыхания. Кроме того, он связан с органом слуха. Впрочем, плавательный пузырь есть не у всех рыб.
Сложнее увидеть сердце. Оно не слишком большое и располагается вблизи жабр. Но при желании и его можно обнаружить.
Если ваш исследовательский интерес не иссяк, и вы готовы к новым подвигам, можно продолжить наши изыскания и изучить скелет рыбы. Для этого нам придется пожертвовать некрупной рыбкой. Если поварить ее подольше, то мякоть легко отделится от костей, и вы сможете рассмотреть их как следует. И не только рассмотреть, но и создать настоящий экспонат. Не хуже тех, которые выставляются в музеях. Для этого надо аккуратно промыть кости горячей водой, очистить их от остатков мышц и кожи. Обсушить и приклеить на лист плотного картона. Не беда, если какие-то косточки затеряются, а другим вы не найдете применения. Главное, чтобы общий вид соответствовал действительности - голова, позвоночник и хвост. Для наглядности можно вокруг скелета нарисовать силуэт рыбы.

Теперь, с чувством выполненного долга, мы можем вернуться к тому, с чего начали. К приготовлению четвергового рыбного блюда. А созданный нами "музейный экспонат" отправим украшать "кабинет" наших юных биологов.
28.05.2003
Все статьи автора: Бабич Елена
Оцените эту статью и поделитесь ссылкой
В блог
Наведите курсор и кликните, подсветив нужное количество яблок.
Ваше мнение очень важно: оценка, данная Вами, влияет на рейтинг статьи. Рейтинг помогает читателям ориентироваться в огромном количестве материалов сайта.
Обсуждение
Огромное спасибо за статью (и за направление мыслей, которое эта статья стимулирует). На мой взгляд, разговоры о развитии таким образом садистских наклонностей надуманы. Каждая мама знает, что представляет внутренний мир её ребенка, и боятся,по-моему, те, кто эти наклонности уже прослеживает. Я обязательно использую Ваш совет и С нетерпением жду следующих статей.
Спасибо.
04.07.2004 12:52:47, Nadezhda
Я считаю садисты вырастают не от знаний. Рыба - это всего лишь еда... Я не буду ребенку показывать как мне НРАВИТСЯ разделывать рыбу, я буду показывать КАК это делать, если хзахочешь ее приготовить или чем эта рыба живет, когда она живая, а это как мне кажется разница. Мы держали кроликов, когда мне было лет 12, когда кто-нить заболевал или ранился,мы его заботливо лечили, мы с рождения каждого крольчонка давали ему имя, первые ростки травки дергали поштучно, дабы они получили витамины. Но это всего лишь ценный мех и мясо. Тогда я конечно так не думала, но ела кроличий суп, и носила кроличью шубку. Это жизнь. Лисы едят зайцев, птички - бабочек. Моя подружка возмущалась, что ее знакомая выбросила мертвого хомяка в мусоропровод. Я пыталась ей объяснить, что это всего лишь мышь. Но боюсь заслужили лишь упреки в черствости:) Если ребенок не видит насилия ни физического ни духовного в семье, то вряд ли вырастет чикотила:)
04.02.2004 00:45:24, Росинка
Хорошая статья! Нормальная и не шокирующая. Это не значит, что я тут же побежала отлавливать рыбу, но когда у меня случайно так появится на кухне хорошая рыбина, вот тут я журнальчик и достану. Заинтересуется ребёнок -будем вместе препарировать, нет - удовлетворю совственное любопытство. Ключевое здесь для меня, что живность из природы изымалась для совсем других целей(кушать хочется однако), а удовлетворение познавательного интереса здесь вторично, по случаю. Т.е. любопытство моё не нанесло ущерба природе и живому, т.е. НЕ любопытство
Помните, мы как-то год или уже два говорили тут про гусениц, бабочек ... "Я убить на лугу никого не могу" Мне и сейчас кажется очень важным, чтобы ребёнок понимал разницу между резанием бумаги и гусеницы. Только понимая разницу между живым и не живым, чувствуя ответственность за живое, и можно преступать к экспериментам. Но всё это к рыбе как-то отношения не имеет :)
06.06.2003 14:26:29, ЮЛА
чППВЭЕ ФП ЙОФЕТУОЕОШЛП. оП ЧПФ ФПМШЛП ЛБЦДЩК МЙ ТЕВЕОПЛ УНПЦЕЫШ БДЕЛЧБФОП Й ВЕЪ ЫПЛБ ЧПУРТЙОСФШ ФБЛХА ЙОЖПТНБГЙА. х НЕОС ХЮЕОЙЛ 9 ЛМБУУБ, ЙУРЩФБМ РТСНП ХЦБУ, ЛПЗДБ ХЪОБМ, ЮФП НСУП, ЛПФПТПЕ НЩ ЕДЙН ЬФП НЩЫГЩ...
04.06.2003 11:47:10, нБТЙОЛБ
А мне понравилось. Особенно после урока, который мне приподнесла почти пятилетняя дочь полгода назад. Как водится, в селах держат свиней, и все знают, для чего их держат. Мне трудно переваривать этот процесс, посему меня обычно в это время не бывает. Но тут случилось.
Утром мы с дочей проснулись (мужчины начали раньше, о чем я не знала), и, пока я умывалась, доча выскочила на улицу. Каков же был мой ужас (испугалась за ее неподготовленность), когда увидела, что она стоит рядом с обчищаемым животным. Так как часто я рассказывала о животных, о болевых ощущениях, о физиологии, я опасалась возбуждения и шока. Ума хватило не испугать, но на мужчин нарычала(не могли проследить). За обедом доча напоминает мне и мужчинам, чтобвы не забыли ее взять на разделку. "Интересно, что у нее внутри?" И все это абсолютно спокойно, без малейшего понятия, что в этом есть что-то смущающее.
Теперь, успокоив себя тем, что, возможно, растет прирожденный хирург или ветеринар, не дергаюсь, когда она присутствует при разделке куриц или гусей.
30.05.2003 01:19:34,
Вик
Всего 36 сообщений, прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на art7ya@alp.ru
- Друг и товарищ 22.08.2013 10:00
Как сделать лучше наше Подмосковье? - сейчас на этом сайте обсуждаются проекты раннего развития детей. Для тех, кто живет в этом регионе, там предложен проект: "Развивая детей - развиваем Московскую область". Кажется, там планируется применять все...
- cachuchero 20.08.2013 16:54
Развивающие занятия могут быть интересны и полезны не только самому малышу,но и тому кто с ним занимается.На этом видео можно посмотреть, как старший брат занимается с младшим.Думаю,что эти уроки принесут пользу им обоим.
- Dasha Snail 16.08.2013 13:54
Привет всем родителям! Хочу рассказать вам о своем проекте для малышей. «Звездочка Джеральдина и ее друзья. Волшебная интерактивная сказка для детей» - приложение для iPad. В его основе – добрая, поучительная история, придуманная и...